ДОП_ХТС_Творческая_мастерская_Меховых_МС (1)

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы
Структура занятия
Ход игры-занятия
Условия реализации программы
Методы и приемы, используемы на занятии
Календарный учебный график
Основные принципы программы
Приемы, используемые с детьми
Критерии и формы оценки качества знаний, умений и навыков
Материально-технические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
Приложение

3
5
5
6
7
7
7
8
8
10
12
12
12
12
14
16

1. Пояснительная записка
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей
личности, формируются предпосылки не только физического
и
нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему
трудности в овладении знаниями, умениями и навыками, не помочь развить
познавательные способности в младшем дошкольном возрасте, то при
переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей
при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные
способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно
предположить,
что
художественное
творчество
с
применением
нетрадиционных техник рисования, в том числе рисование песком – один из
эффективных методов их развития.
Также рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической
деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно
судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние,
волнует
ребѐнка,
что
характеризует
его
сущность,
характер,
индивидуальность.
Содержание занятий отражает систему работы с применением
комплекса различных художественных средств в сочетании с
дидактическими играми и направлено на развитие познавательных
способностей у детей младшего дошкольного возраста, а также снятие у них
эмоционального напряжения и дискомфорта и создание ситуации успеха.
К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в данной системе
занятий, относятся:
- создание благоприятных условий для развития познавательной сферы
детей младшего дошкольного возраста;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в
коллективе, осознавать себя частью коллектива.
Направленность
образовательной
программы
«Творческая
мастерская» - художественно-эстетическая.
Новизна данной программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой
деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества,
становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов
деятельности (игровой, художественной, познавательной).
2

Отличительные особенности программы по нетрадиционным
техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В
системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития
детского художественного творчества, в том числе рисование песком на
световых столах.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка.
Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные,
развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая
различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются
знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка,
улучшает самочувствие детей, является прекрасным средством для развития
и саморазвития ребенка.
Рисование песком благотворно влияет на эмоциональное состояние
детей, особенно в период адаптации. Развивается восприятие, мышление,
память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого
мышления, воображения и фантазии.
Также используются самодельные инструменты, природные и
бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомые им бытовые предметы в
качестве оригинальных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность программы: Из многолетнего
опыта работы педагогов-практиков по развитию художественно-творческих
способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов
изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно
для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал
нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные
техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание,
но и использование педагогами при организации занятий нетрадиционного
материала и нестандартных технологий.
Возраст детей – дети дошкольного возраста 3-4 лет.
Объем и срок реализации программы – программа рассчитана на 1
учебный год: с сентября по май.
Форма обучения – проведение занятий 2 раза в неделю, в первой
половине дня (8 раз в месяц)
Длительность занятий:
3

Для детей 3-4-х лет длительность занятий составляет от 15
минут.

до 20

1.1. Цель реализации программы: развитие эмоциональноличностной сферы детей дошкольного возраста, а также развитие у детей
мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, воображения
средствами нетрадиционного рисования, в том числе техникой рисования
песком на световых столах.
1.2. Задачи программы:
 Обучающие:
- обучать техническим приемам нетрадиционной техники рисования и
способам изображения с использованием различных материалов, в том числе
с использованием песка;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие
изображаемого предмета (различать основные цвета, величины, формы
предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко»);
- формирование числовых представлений «много», «мало», «один»,
«два», «меньше», «больше»;
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами
(сыпучесть, и рыхлость, способность пропускать воду);
- формировать умение оценивать созданные изображения.
 Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание,
восприятие, мышление, творческое воображение, креативность, мелкую
моторику рук;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных
состояний;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности;
- развивать умение совместно работать со сверстниками, планировать
деятельность.
 Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- вызвать интерес к рисованию песком на световом столе;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Форма занятий:
4

Групповая, индивидуальная.
Методы проведения занятий
Игры, упражнения, арт-терапия.
1.3. Планируемые результаты освоения программы:
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет):
- используют нетрадиционные техники изображения:
 рисование пальчиками;
 рисование ладошкой;
 тычок жесткой полусухой кистью;
 оттиск печатками из овощей и фруктов;
 тычкование;
 проступающий рисунок;
 рисование по мокрому;
- знакомы со способами работы с песком и техникой рисования
песком:
 знают способы засыпания рабочего стола: просеивание (сквозь
пальцы), расхлопывание ладошкой, дождик (сыпание из кулачка),
торнадо (сыпем из двух кулачков), волна и применяют их на
практике;
 знакомы со способами рисования песком: насыпание (из ладони,
из кулачка, из пальцев), втирание (пальцем, несколькими
пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью,
кулачком, ребром большого пальца, рисование мезинцем),
процарапывание (палочкой, картоном, кистью), отпечаток
(предметов, трафаретов, ладоней);
- проявляют творчество в изображении:
 самостоятельность замысла;
 оригинальность изображения;
Дети легче адаптируются в коллективе, чувствуют себя более
успешными.
Происходит значительное повышение уровня развития творческих
способностей, расширение и обогащение художественного опыта, развитие
творческой активности на занятиях, самостоятельности, инициативности,
креативности.
Проявляется способность к свободному экспериментированию
(поисковым действием) с художественными и нетрадиционными
материалами.
5

Проявляется индивидуальный «почерк» детской продукции,
оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта
(результата) детского творчества.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация игр-занятий по нетрадиционному рисованию и
рисованию песком на световых столах
2.1. Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным
содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель: создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы для
индивидуальной и совместной работы детей, устанавливать эмоциональный
контакт между детьми. Для этого необходимо ввести детей в игровую
образовательную ситуацию. Для активизации внимания ребенка в начале
игры-занятия предлагается стихотворное вступление.
Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
В нее входят обучение техникам и приемам нетрадиционного
рисования, упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сферы ребенка.
Часть 3. Завершающая
Основные
цели:
подводить
итоги
занятия,
создать
у
каждого участника ощущение принадлежности к группе и закреплять
положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на
занятии (рефлексия).
2.2. Ход игр-занятий
1 этап: Игры-занятия проводятся с подгруппой детей (4-6 человек).
Педагог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играхзанятиях – это может быть Мишутка, кукла Катя. Игрушка должна быть
красивой и интересной для детей. Через игрушку педагог сообщает все
правила поведения, запреты и поощрения.
Соблюдение правил поведения:
 нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы,
разбрасывать предметы во время игр-занятий;
 нельзя бросать песок, материалы в других или пробовать песок
на вкус;
6

 после игры-занятия необходимо привести в порядок рабочее
место (помочь Мишутке все привести в порядок, расставив все по
местам, коробочкам для хранения);
 по окончании игры-занятия, а также по мере загрязнения рук во
время ее проведения - мыть руки с мылом в раковине и вытирать
насухо полотенцем.
2 этап: Игра с игрушкой-посредником (Мишуткой, куклой Катей).
Мишутка приглашает к себе в гости, к световому столу или к столам,
где детей ждут рабочие белые листы с различными художественными
материалами.
В ходе проведения игр-занятий педагог обращает внимание детей на
изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать,
анализировать.
Педагог-ведущий сначала показывает приемы, движения, способы
действий, затем дети их повторяют, если необходимо – выполняют вместе со
взрослым – «рука в руке», затем дети действуют самостоятельно, или при
небольшой помощи взрослого.
3 этап:
Рефлексия. Педагог совместно с игровым персонажем проводит ритуал
прощания:
- Наша игра на сегодня окончена. Спасибо вам за ваши старания!
Но прежде чем вернуться в группу, Мишутка (игровой персонаж)
просит вас ребята рассказать, чем вы занимались сегодня.
Дети припоминают ход занятия, выделяя в нем для себя интересные
моменты, рассказывают о проделанной работе.
- Мишутка любит вас, а вы его?
Дети обнимают мишутку и говорят «Как я тебя люблю».
- До свидания, я буду вас ждать.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Методы и приемы, используемы на занятии
- наглядные (показ картинок, дидактический материал, игрушки);
- словесные (рассказ, пояснения, разъяснение, беседа);
- практический (совместное выполнение «рука в руку», показ, действие
по своему замыслу);
- метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать
впечатления от произведений искусства и окружающего мира;
- метод взаимосвязи обучения и творчества, дающий ребенку
возможность экспериментировать, находить способы передачи образа в
7

рисунке, используя вариативные приемы.
- метод
освоения
разных
художественных
материалов,
экспериментирование с ними, способствующий созданию детьми
эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

8

3.2. Календарный учебный график
Тема занятия
1«Картинки на песке» (песок-знакомство )
2.«Чьи следы» (песок)
3.«Грибочки в лукошке»
4.«Компот из фруктов»
5.«Разноцветные шары» (песок)
6.«Красивые листочки» (песок)
7.«Ягодка за ягодкой»
8.«Листочки танцуют»
9.«Вот ѐжик-ни головы, ни ножек» (песок)
10.«Моя любимая чашка» (песок)
11.«Еж готовится к зиме»
12.«Птички-невелички»
13.«Тучка с солнышком играет» (песок)
14.«Весѐлые рыбки» (песок)
15.«Мои домашние животные»
16.«Аквариум»
17. «Домик из кубиков» (песок)
18. «Птички у кормушки» (песок)
19. «Посуда для куклы»
20. «Нарядные матрешки»
21. «Самолет» (песок)
22. «Фантазеры» (песок)
23. «Угощение для куклы»
24. Промежуточная аттестация
25.«Мои рукавички» (песок)
26. «Весѐлый снеговичок» (песок)
27. «Лисица»
28. «Разноцветные шапочки»
29. «Снежный хоровод» (песок)
30. «Следы на снегу» (песок)
31. «Новогодние игрушки»
32. «Маленькой елочке холодно зимой»
33. «Заснеженная избушка» (песок)
34. «Кто в домике спит?» (песок)
35. «Зимушка зима"

Сентябрь Октябрь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Ноябрь

Декабрь

Январь

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

Февраль

Март

Апрель

Май

Итого

36. «Заяц на полянке»
37. «Коньки» (песок)
38. «Бабушкин платок» (песок)
39. Выставка работ
40. Промежуточная аттестация
41. «Часики» (песок)
42. «Моя любимая игрушка» (песок)
43. «Дымковская игрушка - конь»
44. «Филимоновская игрушка-петух»
45. «Паровоз-стучат колеса» (песок)
46. «Яркие флажки» (песок)
47. «Вот какой у нас салют»
48. «Фантазеры»
49. «Сосульки» (песок)
50. «Мимоза для мамы» (песок)
51.«Солнышко»
52. «На автомобиле»
53. «Украсим вазу» (песок)
54. «Грачи» (песок)
55. «Синий трактор»
56. «Кот»
57. «Веселый клоун» (песок)
58. «Два веселых гуся» (песок)
59. «Космонавт»
60. «Первоцветы»
61. «Кораблик» (песок)
62. «Веселый осьминог» (песок)
63. «Бабочка»
64. «Одуванчик»
65. «Сапожки» (песок)
66. «Божьи коровки на лугу» (песок)
67. «Цветы для пчелки»
68. «Улитка, улитка, выпусти рога»
69. «Дружные пчелки» (песок)
70. «Цветущий сад» (песок)
71. «Фантазеры»
72. Аттестация
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72
10

3.3. Основные принципы
- Принцип интеграции детской художественной деятельности
(изобразительной, речевой, игровой).
- Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой.
- Принцип сотворчества педагога и детей.
3.4. Приемы, используемые с детьми:
- игровые приемы;
- образное пояснение;
- короткие указания;
- игровые действия с предметами.
3.5. Критерии и формы оценки качества знаний
1. Текущий контроль (систематическое повторение пройденного
материала на последующих занятиях), - фото и - видео альбомы для
родителей.
2. Промежуточный контроль (обобщающие занятия по теме,
тематические праздники), открытые занятия.
3. Итоговый контроль (педагогическое наблюдение, мониторинг).
Мониторинг проводится в начале и конце каждого учебного года.
Мониторинг
К концу года умения детей
должны расшириться и
совершенствоваться.
Итоговая диагностика проводится в форме
творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является
новое, оригинальное, придуманное, изобретѐнное и художественно
оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом
вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое
внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не
допускается. Приветствуется составление рассказа ребенком о выполненной
работе.
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение.
Игры-занятия проходят в специально оборудованном кабинете.
1.
•
•

Оборудование
Столы с комплектом стульев.
Стол педагога с тумбой.
11

•
Шкафы для хранения литературы, дидактических материалов, пособий
и пр.
•
Стенд для вывешивания детских работ
•
Подставки для бумаг, стаканы для карандашей и кистей
•
Подносы для раздаточного материала
•
Мольберт
•
Клеѐнки на столы
2.
Технические средства обучения
•
Магнитофон
•
Персональный компьютер
•
Мультимедийный проектор
3.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
•
Книги о художниках и художественных музеях
•
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
•
Научно-популярная литература по искусству
•
Справочные пособия, энциклопедии по искусству
4.
Печатные пособия
•
По цветоведению, перспективе, построению орнамента
•
Иллюстративные материалы.
•
Схемы по правилам рисования(пр.: растений, человека)
•
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству
5.
Учебно-практическое оборудование
•
Краски акварельные, гуашевые
•
Бумага А4 ( белая и цветная)
•
Карандаши цветные
•
Карандаши простые
•
Ластики
•
Мелки восковые
•
Фломастеры
•
Кисти пони, кисти из щетины, веерные (от № 3-№ 8)
•
Емкости для воды
•
Клей-карандаш
•
Гель с блестками
•
Ножницы
•
Пластилин
•
Картон цветной А4;
•
Цветной песок
•
Клей ПВА
•
Трафареты для рисования
•
Губки для тычковой техники
•
Тряпочки для вытирания кистей
•
Световой стол для занятий с песком
•
Песок, формочки, грабельки, фигурки животных, трафареты, камушки
марблс, фигурки животных.
12

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы
(нетрадиционное рисование)
1.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в
детском саду. Младшая группа: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации - М.: «КАРАПУЗ», 2014. - 216 с., переработана и
дополнена.
4.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М., 2007
5.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. –
80с.
6.
Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн:
ООО «Попурри», 2005. – 256с.
7.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2006. – 96с.
8.
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9.
Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
10. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство
Пресс», 2004. – 128с.
11. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
12. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
13. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство
«ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
14. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей
дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 9с.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(рисование на световых столах песком)
1. Войнова А. «Песочное рисование», Ростов-на Дону, 2014г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Практикум
по песочной терапии», издательство «Речь», 2016г.
3. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста», С-Петербург, 2010г.
4. Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста», Детство-пресс, 2015г.
5. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. «В гостях у песочной феи: организация
педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста»,
С-Петербург, 2011г.
6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии
дошкольников», Сфера, 2014г.
7. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоциональнокоммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии , изд.
«Учитель», Волгоград: Учитель. –122 с. 2024г.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание деятельности игр-занятий
(См.
в
приложении
к
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе художественно-эстетического направления:
«Художественно-творческая студия – «Творческая мастерская, возраст: 3-4
лет, срок реализации: 1 год)»

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».