Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 441 Отчёт о результатах самообследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 441 за 2023 год Екатеринбург, 2024 Содержание: 1. Аналитическая часть 1.1. Оценка образовательной деятельности 3-24 3-10 1.2. Система управления дошкольного учреждения 10-11 1.3. Содержание и качество подготовки воспитанников 11-13 1.4. Организация учебного процесса 13-15 1.5. Качество кадрового обеспечения 15-19 1.6. Качество учебно-методического и библиотечноинформационного обеспечения 1.7. Состояние материально-технической базы 19-20 1.8. Функционирование внутренней системы оценки качества образования 2. Показатели деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 441 23-24 20-23 24-28 2 1. Аналитическая часть. Настоящий отчет подготовлен по результатам проведенного самообследования, согласно требованиям федерального законодательства, которое обязывает образовательные организации ежегодно осуществлять процедуру самообследования и размещать соответствующий отчет на сайте организации (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). Самообследование проводилось в соответствии с требованиями приказов Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», от 14 декабря 2017 г. «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2013 г. № 462». Целями проведения самообследования Учреждения являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности Учреждения. В процессе самообследования была проведена оценка образовательной деятельности, системы управления Учреждения, содержания и качества подготовки воспитанников, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, анализ показателей деятельности Учреждения. Самообследование проводится организацией ежегодно. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: – планирование и подготовку работ по самообследованию организации; – организацию и проведение самообследования в организации; – обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; – рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере 3 образования. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год. Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью. Размещение отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года. 1. Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Руководитель Лицензия на образовательную деятельность Адрес организации Муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 441 дошкольное образовательное И. о. заведующего Нигаматова З.И. регистрационный № № Л035-01277-66/00196356 от 05 марта 2011 года, действительна бессрочно, выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Юридический адрес: 620075 г. Екатеринбург, ул. Восточная, 64 а. Фактический адрес: 620075 г. Екатеринбург, ул. Восточная, 64 а 620075 г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 100 620075 г. Екатеринбург, ул. Мичурина, 76 Телефон 350-30-90 (80), 355-40-50 Адрес электронной mdou441@eduekb.ru почты Учредитель Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Местонахождение 620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а. Учредителя Режим работы Учреждение функционирует в режиме 10,5 – часового пребывания детей с 7.30 до 18.00 часов и пятидневной рабочей недели, исключая праздничные и выходные дни. МБДОУ детский сад № 441 расположен в центральной части города в непосредственной близости от маршрутов общественного транспорта. Здания детского сада типовые, двухэтажные, обладают всеми видами благоустройства. ДОУ осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с нормативными документами: • Конституция Российской Федерации; • Конвенция ООН о правах ребёнка; • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 4 • • • • • • • • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 27.01.2023 № 72149). Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Уставом Учреждения и иные законодательные акты Российской Федерации Структура и количество групп. В Учреждении функционирует 11 групп. Количество воспитанников – 260. В МБДОУ принимаются дети в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании распоряжения Департамента образования Администрации города Екатеринбурга, медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Взаимоотношения между ДОУ и родителями (законными 5 представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в ДОУ, а также размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в ДОУ. Отчисление из ДОУ производится по заявлению родителей (законных представителей). ДОУ является звеном муниципальной системы образования города Екатеринбурга, обеспечивающим помощь семье в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, интеллектуального, личностного и творческого развития, осуществлении необходимой коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. ДОУ ставит перед собой следующие задачи: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. ребенка в соответствии Всестороннее развитие каждого с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников. Приобщение к общечеловеческим ценностям. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольника. Повышение профессионального уровня педагогических работников. Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Принципы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ● полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; ● индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); ● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; ● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; ● партнерство с семьей; ● приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; ● формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; ● учёт возрастных особенностей (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); ● учёт этнокультурной ситуации развития детей; 6 вариативность реализации содержания образования с учётом национальных и культурных традиций России и родного города; ● обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. С целью перехода ДОУ с 01.09.2023 года на реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО), Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО) были приняты организационные и управленческие решения: разработана дорожная карта ДОУ приведения ОП ДО, АООП ДО в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО; создана рабочая группа по внедрению ФОП, ФОАП ДО; изучены группы детей с ограниченными возможностями здоровья с целью разработки адаптированных образовательных программ соответствующей направленности (в соответствии с имеющимися рекомендациями ПМПК); рекомендовано педагогам ДОУ прохождение курсов повышения квалификации по реализации ФОП ДО; Проведен мониторинг инфраструктуры и комплектации учебнометодических материалов на соответствие санитарным нормам, ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО. разработаны проекты Образовательных программ в соответствии с ФОП ДО, ФАОП ДО прошедших процедуру согласования с Родительским комитетом ДОУ (протокол от 31.08.2023г. № 1), рассмотрения коллегиальным органом управления ДОУ, имеющим соответствующие полномочия – педагогический совет (протокол от 31.08.2023 г. № 1) и утверждения заведующим ДОУ. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 441 (далее – ОП ДО) определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие личности воспитанников в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Целью ОП ДО (в соответствии с п.п. 14.1, 14.2 ФОП ДО) является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. ● 7 ОП ДО учитываются также возраст воспитанников и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это (п. 23.5 ФОП ДО): В раннем возрасте (1 год - 3 года) ‒ предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из кружки и др.); ‒ экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.); ‒ ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоциональнопрактическое со сверстниками под руководством взрослого; ‒ двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); ‒ игровая деятельность (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); ‒ речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного ‒ строительного материала; ‒ самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.); ‒ музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения). В дошкольном возрасте (3 года - 8 лет) ‒ игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и др.); ‒ общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативнопознавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое); ‒ речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); ‒ познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; ‒ изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; ‒ двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.); ‒ элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); 8 ‒ музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Для успешной реализации ОП ДО в ДОУ созданы следующие психолого-педагогические условия: ● уважение личности дошкольника, формирование и поддержка его положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; ● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускается как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей); ● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности, их инициативы и самостоятельности; ● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ● защита детей от всех форм физического и психического насилия; ● поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс. Образовательный процесс для детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с АОП ДО для обучающихся с ТНР. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры) АОП ДО полностью соответствуют планируемым результатам (целевым ориентирам) ФАОП ДО. Вся коррекционная работа строится с учетом исходного уровня речевого развития каждого ребенка. Применяться специальные методы работы, направленные на коррекцию устной речи. Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. В ДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк). Количество детей с ОВЗ составляет 45 детей. Дополнительное образование воспитанников. В Учреждении организованы платные образовательные услуги: – ИгроРитмика; – Гимнастика; 9 – Lego-конструирование; – кружок «от А до Я»; – кружок «Читайка». Занятия проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными дополнительными образовательными программами, учебным планом, расписанием занятий, календарным учебным графиком. Доля воспитанников, охваченных дополнительным образованием в 2023 г., составляет 68 %. Приоритетными направлениями в деятельности ДОУ являются: формирование представлений о здоровом образе жизни, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.П. Стеркиной); воспитание гражданско-патриотических чувств, любви и привязанности к своей стране, приобщение к русской национальной культуре Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: О. А. Трофимова, О. В. Толстикова; развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, художественно-творческих способностей («Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой). В ДОУ создана группа и ведется работа над долгосрочным проектом по патриотическому воспитанию. С целью повышения качества образовательных услуг, уровня реализации образовательных программ ДОУ в течение года коллектив детского сада поддерживает прочные отношения с социальными партнерами: Отношения с социальными учреждениями: – ГАУЗ СО «Детская городская поликлиника № 13 города Екатеринбурга»; – Библиотека № 24; – МАОУ Гимназия № 37 Сотрудничество с ГАУЗ СО «Детская городская поликлиника № 13 город Екатеринбурга» помогает выявить и предупредить различные заболевания, оказать своевременную медицинскую помощь детям. В Библиотеку № 24 старшие дошкольники ходят на выставки и мастерклассы. В МАОУ Гимназия № 37 старшие дошкольники посещают музей Великой Отечественной войны. Права и обязанности между ДОУ и социальными партнёрами регулируются договором, разрабатываются мероприятия, предусматривающие тесный контакт педагогов, воспитанников с сотрудниками данных структур. 10 ДОУ систематически освещает свою работу в официальной группе «ВКонтакте» и регулярно размещает информацию на сайте детского сада. Вывод: организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами. Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе ФГОС и ФОП ДО. 1.2. Система управления дошкольного образовательного учреждения Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным постоянно действующим исполнительным органом Учреждения является заведующий, который осуществляет текущее руководство его деятельностью, обеспечивая материальные, организационные, правовые, социально-психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом. Заведующий принимает решения самостоятельно и выступает от имени Учреждения без доверенности. Права, обязанности и ответственность заведующего Учреждением, его компетенция в области управления Учреждением определяются трудовым договором, заключаемым с ним Учредителем, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Екатеринбурга, Уставом Учреждения. Коллегиальными органами управления учреждением являются: общее собрание работников Учреждения; педагогический совет. Коллегиальные органы управления Учреждением формируются приказом по Учреждению на основании Устава Учреждения в целях расширения коллегиальных, демократических форм управления Учреждением, реализации прав работников, в том числе педагогических, на участие в управлении Учреждением, а также в целях развития и совершенствования деятельности Учреждения. Общее собрание работников является высшим постоянно действующим коллегиальным органом управления Учреждением, в состав общего собрания работников входят все работники Учреждения, состоящие с ним в трудовых 11 отношениях на основе трудового договора. Общее собрание работников Учреждения действует бессрочно. Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления Учреждением, осуществляющим решение вопросов реализации, развития и совершенствования образовательной деятельности и воспитательной работы. В состав педагогического совета входят штатные руководящие и педагогические работники Учреждения, работающие на основании трудового договора. Педагогический совет действует бессрочно. В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, права и законные интересы их детей, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся создан и действует родительский комитет Учреждения. Таким образом, реализуется возможность участия в управлении Учреждением всех участников образовательного процесса. Заведующий является координатором стратегических направлений развития и функционирования Учреждения. В ДОУ функционирует первичная профсоюзная организация. Отношения Учреждения с родителями (законными представителями) регулируются в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДОУ. В течение года продолжалась работа по созданию и совершенствованию нормативно-информационного обеспечения управления. На заседаниях педагогического совета рассматривались и принимались решения по приоритетным направлениям годового плана работы. Вывод: структура и механизм управления ДОУ за отчетный период определяют его стабильное функционирование в режиме развития. Демократизация системы управления способствует развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей)). 1.3. Содержание и качество подготовки воспитанников Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогической диагностики. Мониторинг образовательного процесса на конец 2022 - 2023 учебного года показал эффективность воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей. Используемые в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми соответствуют их возрастным 12 и индивидуальным особенностям, условия, созданные в ДОУ адекватны социальной ситуации развития ребенка - дошкольника, учитывается зона ближайшего развития. Организация педагогического процесса правильная, процесс развития детей идет успешно. Результатом воспитательно-образовательного процесса ДОУ является качественная подготовка детей к обучению в школе. В 2022-2023 учебном году имеются хорошие результаты диагностики детей 6-7 лет. Большинство детей владеют основой чтения (чтение по слогам), у них ярко выражена потребность в получении новой информации. Дети овладели прямым и обратным счетом, счетными операциями в пределах десяти. Хорошо развита мелкая моторика, дети хорошо рисуют, копируют геометрические фигуры, штрихуют, хорошо владеют ножницами. Движения свободные, непринужденные. У детей сформировано положительное отношение к школе, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Дети могут длительное время выполнять задания педагога не отвлекаясь и доводить дело до конца. Социально-психологическая готовность сформирована. Дети быстро могут устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми. Умеют действовать совместно, уступать друг другу. У них сформированы социальные навыки. При этом общение носит познавательно-развивающий характер. 10 % выпускников еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предмета, выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Разнообразен словарный запас, однако внимание недостаточно устойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Хорошо развито воображение и восприятие. Дети знают буквы. Производят прямой и обратный счет предметов и счетные операции в пределах десяти на наглядной основе. Дети хорошо владеют навыками штриховки, обводкой. Движения свободны, непринужденные. Мотивационная готовность к школе проявляется больше ситуативно, чем стабильно. Дети могут выполнять задания педагога, не отвлекаясь. Социально-психологическая готовность сформирована. Дети легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Проявляют инициативу в организации игровой деятельности. Имеют недостаточный уровень школьной зрелости – 0 детей, 0 %. В 2023 году количество выпускников с ОВЗ составило 12 человек. Итоговая диагностика развития речи детей данной категории показала следующие результаты: - достаточный уровень развития – 75 % - близкий к достаточному – 25% 13 - недостаточный уровень развития – 0 %. По итогам учебного года все дети овладели правильной связной речью. Речь стала разборчива, выразительна, понятна для окружающих. Дошкольники стали правильно употреблять словесное ударение. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется за счет создания единого речевого пространства в ДОУ. Вывод: результаты мониторинга качества образования свидетельствуют о том, что в ДОУ реализуются современные образовательные программы и методики дошкольного образования, используются информационные технологии, создана комплексная система планирования образовательной деятельности с учётом направленности реализуемой образовательной программы, которая позволяет качественно подготовить выпускников к школе. 1.4. Организация учебного процесса Организация образовательного процесса в ДОУ регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком, годовым планом работы. Учебный план ДОУ является нормативным актом, устанавливающим объём образовательной нагрузки в разных возрастных группах и продолжительность занятий: для детей 2 - 3 лет - не более 10 минут; для детей 3 - 4 лет - не более 15 минут; для детей 4 - 5 лет - не более 20 минут; - для детей 5 - 6 лет - не более 25 минут; - для детей 6 - 7 лет - не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста составляет: от 2 до 3 лет – 20 минут; от 3 до 4 лет – 30 мин; от 4 до 5 лет – 40 минут; от 5 до 6 лет – 50 минут или 75 минут (при организации 1 занятия после дневного сна); от 6 до 7 лет – 90 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между занятиями выдерживаются не менее 10 минут. 14 Образовательная деятельность по физическому развитию для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуют 3 раза неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: 2-3 года – 10 минут 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут. Одно занятие по физической культуре детей 5-7 лет круглогодично проводится на открытом воздухе, если у детей нет медицинских противопоказаний или других причин, препятствующих ее осуществлению. С другими возрастными категориями образовательная деятельность по физическому развитию на открытом воздухе проводится в теплое время года при благоприятных метеорологических условиях. Начало занятий не ранее 8:00, окончание не позднее 17:00, при реализации дополнительных образовательных программ не позднее 19:00. Реализация учебного плана предполагает: обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями обучающихся; соблюдение минимального объема образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть, что позволяет строить образовательный процесс на принципах вариативности и дифференциации. Помимо этого, воспитательно-образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. В летний период с детьми организуется: оздоровительная работа, летний оздоровительный лагерь для выпускников ДОУ игры различного содержания: подвижные, сюжетно-ролевые, театральные, развивающие в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме организации; музыкальные, физкультурные праздники и развлечения; совместная деятельность с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре; 15 экскурсии и целевые прогулки, направленные на развитие экспериментально-познавательной деятельности детей. В период адаптации к условиям детского сада, дети освобождаются от специально организованной деятельности, основой познавательной, творческой деятельности ребенка в этот период является игровая деятельность. Педагоги нацелены на создание благоприятного, эмоционально-психологического микроклимата в отдельных возрастных группах и в ДОУ в целом. В ДОУ парциально используются современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе: Технология развивающего обучения; Технология личностно-ориентированного обучения; Технология проектного обучения; Технология исследовательского обучения; Технология социализации. Вывод: учебный процесс в ДОУ построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Организация образовательного процесса в ДОУ соответствует санитарным требованиям. 1.5. Качество кадрового обеспечения Укомплектованность педагогическими кадрами на начало 2022-2023 учебного года Количество штатных единиц Количество педагогических работников 15 15 2,25 1 1 1 Учитель-логопед 2 2 Педагог-психолог 1,5 0 Должность Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор культуре по физической Образовательный уровень педагогического коллектива Численный состав Высшее, из них – с педагогическим, % Среднее специальное, из них – с педагогическим, % 19 12/ 63,1 % 7/ 36,8 % 16 Уровень квалификации педагогического коллектива Общее количество высшая категория, % 1 категория, % Соотв. занимаемой. должности, % 19 3/ 15,7% 11/ 57,8 % 5/ 26,3 % Стажевые показатели педагогического коллектива ста ж До 3 лет, % 3-5 лет, % 5-10 лет, % 10-15 лет, % 1520 лет, % 20 лети более, % 4 /10,5 % 0 /10,5 % 4 /26,3 % 1 /15,7 % 2 /0% 5/ 31,5 % Возрастные показатели педагогического коллектива возраст 20-30 30-55 Свыше 55 2 12 5 В 2023 году 14 педагогов прошли курсы повышения квалификации. Аттестация педагогических кадров ДОУ: В 2022-2023 учебном году организована аттестация педагогов по новому порядку Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2023 году - 0 педагогов. Первая квалификационная категория - 2 педагога. Высшая квалификационная категория - 0 педагогов. С целью повышения профессиональной компетенции педагоги ДОУ в 2023 году принимали участие в мероприятиях городского, областного, федерального уровней. Награды и иные достижения ДОУ в 2023 году: № п/п 1 Название мероприятия Конкурсы с участием детей Городской Анимации» фестиваль «Чудеса 2 Районный фестиваль детского творчества «Салют талантов» 2023 3 Чемпионат и первенство Уральского Федерального округа по перетягиванию каната, в рамках Всероссийских соревнований «Кубок Урала» Фестиваль творческих работ «У 4 Результат, должность и ФИО педагога участники воспитатели М.С. Меховх и И.Н. Грюнер лауреат 2 степени музыкальный руководитель Куликова И.Г. 4 место воспитатель Болтачева Н.В. инструктор по физической культуре П.Б.Савиновских участник 17 5 6 7 8 1 Победы юное лицо» Районный этап Городского поэзии «Звездочки» - 2023, праздника воспитатель Ковалева О.А. Участник учитель – логопед Лысякова М.А. Профессиональные конкурсы Представление опыта Единый методический день для ведущие секции руководителей и заместителей заведующий Кузнецова С.И. дошкольных образовательных заместитель заведующего организаций Свердловской области Давыдова Е.А. «Современные управленческие технологии воспитатель Дехтярь Н.А. в контексте развития образовательной организации» 14.09.2022 (ЕДУ) Слет лидеров воспитания ведущие секции «Воспитательный камертон» 16-17.09.2022 заведующий Кузнецова С.И. (ЕДУ) заместитель заведующего Давыдова Е.А. воспитатель Дехтярь Н.А. воспитатель Тархова Т.Ю. Мастер-класса для воспитателей и ведущие музыкальных руководителей тема: заместитель заведующего «Праздник без подготовки от инициативы Давыдова Е.А. детей» 16.11.2022 (на территории ИМЦ музыкальный руководитель Октябрьского района) Куликова И.Г. воспитатель Зобнина Л.А. Публикации статей Районный сборник материалов 5 статей - Болтачева Н.В., педагогических работников «Инновации в Давыдова Е.А., Дехтярь Н.А., образовании» - 2022г. Зобнина Л.А., Канюкова Т.А., Ковалёва О.А., Куликова И.Г., Меховых М.С. В 2023 году педагоги ДОУучаствовали в Фестивале-конкурсе творческих возможностей «Большая перемена-2023», Диплом Лауреатов. Педагоги ДОУ участвовали в научно-практических конференциях, стажировочных площадках и семинарах. ДОУ принял участие в 2023 году в мониторинге качества дошкольного образования с использованием Инструментария МКДО для детей от 0 до 7 лет, Сертификат. Работа с кадрами в 2023 году была направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала педагогов, оказание методической помощи, сплочение коллектива через совместную деятельность. Вывод: Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, изучают новинки методической литературы. Всё это в комплексе даёт 18 хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. 1.6. Качество учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Учебно-методическое обеспечение включает работу по оснащению образовательной деятельности передовыми методиками, учебнометодическими комплексами, методическими средствами, способствующими более эффективной реализации программно-методической, воспитательной деятельности педагогических работников. В ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение: программы, методические пособия, дидактический материал по образовательным областям в соответствии с Программой. В течение года фонд пополняется современной методической литературой, наглядными пособиями по различным образовательным областям программы. Анализ соответствия оборудования и оснащения методического кабинета принципу необходимости и достаточности для реализации Программы показал, что в методическом кабинете достаточно полно представлено научно-методическое оснащение образовательного процесса дошкольного учреждения, оформлены разделы: нормативно-правовые документы, программно-методическое обеспечение, обобщен материал, иллюстрирующий лучший педагогический опыт работников. В ДОУ имеется библиотека методической литературы для педагогов и художественная литература для чтения дошкольникам (сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей, хрестоматии), научнопопулярная литература (атласы, энциклопедии, плакаты и т.п.), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Кроме того, в целях эффективного библиотечно-информационного обеспечения используются электронные ресурсы. Вывод: учебно-методическое обеспечение в ДОУ соответствует требованиям реализуемых образовательных программ. В ДОУ созданы условия, обеспечивающие повышение мотивации участников образовательного процесса на личностное саморазвитие, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность. Педагоги имеют возможность пользоваться фондом учебно-методической литературы. Методическое обеспечение способствует развитию творческого потенциала педагогов, качественному росту профмастерства и успехам в конкурсном движении. 19 Однако библиотечный фонд ДОУ представлен недостаточным количеством литературы для воспитанников и педагогов, поэтому необходимо продолжить работу по оснащению ДОУ методической и учебной литературой, соответствующей требованиям ФОП ДО и ФГОС ДО. 1.7. Состояние материально-технической базы Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей, постоянно пополняются и совершенствуются. Созданы хорошие условия труда и условия пребывания воспитанников в детском саду: • С учетом приоритетов и специфики деятельности ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса коллективной и индивидуальной деятельности, развитию двигательной активности и отдыха детей в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами, направленностью воспитательно-образовательного процесса. • Результаты управления хозяйственной деятельностью оказывают существенное влияние на повышения качества и уровня воспитательнообразовательной работы, а также на обеспечение охраны жизни и здоровья детей. • В соответствии с реализацией модели ДОУ по воспитанию здорового ребенка, созданные материально-технические условия в полной мере обеспечивают высокий уровень сохранения и укрепления здоровья: приобретено необходимое игровое оборудование, спортивный инвентарь для занятий физической культурой и двигательной активности детей в процессе совместной и самостоятельной деятельности (спортивные тренажёры, мячи, спортивные модули и т.п.); • На участках детского сада установлены спортивные игровые конструкции для различных видов двигательной активности детей. • Имеется современное технологическое оборудование для пищеблока, прачечной, медкабинета. • Оформлен внутренний интерьер помещений ДОУ. Игровые участки благоустроены оборудованием в соответствии с санитарными правилами. Территория оформлена зелёными газонами, 20 цветочными клумбами. Озеленение составляет 50% от всей площади территории ДОУ. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с принципами построения предметной среды ДОУ, учётом здоровьесберегающей направленности, в соответствии с санитарными правилами. Так же учитываются следующие критерии: • Соответствие возрасту детей и требованиям программы. • Национально-региональное содержание образования, наличие в среде элементов для ознакомления с родной природой, бытом, национальными традициями народов, проживающих на территории России, государственной символикой. • Открытость и закрытость среды – готовность к изменению, корректировке, развитию в зависимости от пожеланий детей; безопасность, доступность. • Учет половых и возрастных различий детей, как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. • Стабильность и динамичность, как возможность создания условий для изменения окружающей среды в соответствии с меняющимися вкусами, настроениями, возможностями детей. • Гибкость зонирования дает возможность детям свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу. • Учет индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка в группе. Для организации воспитательно-образовательной деятельности ДОУ имеет: • музыкально-спортивный зал; • кабинет ДОП образования; • кабинеты учителей-логопедов; • тематические уголки по правилам дорожного движения и правилам пожарной безопасности. На прилегающей территории: • спортивную площадку; • площадки для прогулок детей – 9; В каждой возрастной группе оборудованы зоны, где размещаются материалы по всем видам деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т. д. Группы оборудованы мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками. Имеется необходимый учебный материал. Медицинский блок состоит из: 21 Кабинета врача2; Процедурного кабинета- 2; Изолятора- 2. Старшей медицинской сестрой учреждения собираются, анализируются и хранятся следующие данные: - уровень физического развития детей в динамике; - текущая заболеваемость; - частота обращений за медицинской помощью; - группа здоровья в динамике. Ежегодно по плану проводятся следующие мероприятия: - плановая вакцинация (выдача направлений); - медицинские осмотры узкими специалистами детей; - плановые осмотры детей перед поступлением в школу. В ДОУ уделяется серьезное внимание обеспечению безопасной жизнедеятельности детей в здании и на прилегающей территории: • Безопасная среда (закреплены шкафы, стеллажи; отсутствуют ядовитые и колючие растения; помещения оборудованы в соответствии с требованиями противопожарной безопасности). • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте и соответствуют требованиям безопасности; лекарства содержатся только в аптечке; аптечка, моющие средства расположены в недоступном для детей месте). • Подбор мебели по росту детей; маркировка мебели. • Маркировка постельного белья и полотенец. • Правильное освещение. Среди педагогов и др. сотрудников в течение года проводятся плановые и внеплановые инструктажи по охране труда, жизни и здоровья детей. Педагоги перед прогулкой детей осматривают участки, в летнее время моют веранды, в зимнее – очищают от снега. Сотрудники детского сада 1 раз в год проходят медицинский осмотр, ежегодно проводится диспансеризация детей. Основными направлениями деятельности администрации по обеспечению безопасности в ДОУ являются: -Пожарная безопасность. -Антитеррористическая безопасность. -Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований -Охрана труда 22 Во всех помещениях учреждения установлена автоматическая пожарная сигнализация (АПС), голосовое оповещение о пожаре; в состоянии постоянной готовности находятся первичные средства пожаротушения: огнетушители. В целях соблюдения антитеррористической безопасности в детском саду установлено видеонаблюдение по периметру здания, имеется тревожная кнопка. В 2023 были дополнены оборудованием уголки по пожарной безопасности и правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности, как для взрослых, так и для детей. Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников. В ДОУ постоянно проводятся занятия, инструктажи с коллективом по охране труда, пожарной безопасности и т.д. Сотрудники знают свои обязанности по проведению эвакуации. Весь детский сад эвакуируется по отработанному индивидуальному плану. Вывод: материально-технические база ДОУ соответствует требованиям санитарным правилам, правилам пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья всех субъектов образовательного процесса, обеспечивает комплексную безопасность дошкольного учреждения. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Несмотря на это необходимо пополнить предметно-развивающую среду ДОУ современным оборудованием и материалами. Продолжить оснащение образовательного пространства техническими средствами обучения. 1.8. Функционирование образования. внутренней системы оценки качества Целью системы оценки качества образования в ДОУ является установление соответствия качества дошкольного образования Федеральному государственному образовательному стандарту и Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется в ДОУ на основе внутреннего контроля и мониторинга. Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным годовым планом, графиком контроля на месяц, 23 который доводится до членов педагогического коллектива. Результаты внутреннего контроля оформляются в виде справок, актов, отчетов, карт наблюдений. Итоговый материал содержит констатацию фактов, выводы и предложения. Информация о результатах доводится до работников на педагогическом совете. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательной деятельности для эффективного решения задач управления качеством образования. По результатам мониторинга заведующий издает приказ, в котором указывается управленческое решение, ответственные лица по исполнению решения, сроки устранения недостатков, сроки проведения дополнительного контроля устранения недостатков (при необходимости), поощрения педагогов. При проведении внутренней оценки качества образования изучается степень удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ на основании анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, опроса. С целью информирования родителей об организации образовательной деятельности в ДОУ оформлены информационные стенды, информационные уголки для родителей в группах, проводятся совместные мероприятия с участием детей и родителей. Вывод: Система внутренней оценки качества образования функционирует в соответствии с требованиями действующего законодательства, созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. В 2023 году была проведена независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности, составлен план по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. ДОУ принимало участие в мониторинге качества дошкольного образования (МКДО-2023) с целью повышения эффективности управления качеством дошкольного образования на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровне, создания доказательной основы для развития всей системы дошкольного образования. II. Результаты анализа показателей деятельности ДОУ, подлежащего самообследованию N п/п 1. Показатели Единица измерения Образовательная деятельность 24 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: 260 человек 1.1.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 248 человек 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) 35 человек 1.1.3 В семейной дошкольной группе 0 человек 1.1.4 В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации 0 человек 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 56 человек 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет 227 человек 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: 260 чел/100% 1.4.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 248 чел/100% 1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов) 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания 0 чел/% 0 человек/% 1.5 Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: 0 чел/% 1.5.1 По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии 0 человек/% 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования 1.5.3 По присмотру и уходу 0 чел/% 0 человек/% 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника день 1.7 Общая численность педагогических работников, в том числе: 19 человек 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование 12/ 63,1 % 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 12/ 63,1 % 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 7/ 36,8 % 25 1.7.4 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 7/ 36,8 % Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 3 чел/15/7 % 1.8.1 Высшая 2 чел/ 10/5 % 1.8.2 Первая 1 чел/5/2% 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 19 чел/100% 1.9.1 До 5 лет 4 чел/ 21 % 1.9.2 Свыше 30 лет 2чел/ 10,5% 1.10 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 2 чел/ 10,5% 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 5 чел/26,3% 1.12 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 19 чел/100% 1.13 Численность/удельный вес численности педагогических и 19 чел/100% административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 1.14 Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в дошкольной образовательной организации 1.15 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 19 чел/284 чел 1.15.1 Музыкального руководителя да 1.15.2 Инструктора по физической культуре да 1.15.3 Учителя-логопеда да 26 1.15.4 Логопеда нет 1.15.5 Учителя-дефектолога нет 1.15.6 Педагога-психолога нет 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 2 кв. м 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников 75кв. м 2.3 Наличие физкультурного зала нет 2.4 Наличие музыкального зала да 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да На основании проведенной процедуры самообследования выявлено: ДОУ имеет все необходимые организационно-правовые документы, позволяющие вести образовательную деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольным образовательным учреждениям; система управления, формирование собственной нормативнораспорядительной документации соответствуют Уставу и обеспечивают реализацию ОП ДО, а также АОП ДО; кадровое обеспечение реализации ОП ДО соответствует требованиям, предъявляемым к укомплектованности педагогическими и руководящими кадрами, а также к уровню квалификации кадрового состава; построение воспитательно-образовательного процесса соответствует имеющейся лицензии на осуществление образовательной деятельности; материально-техническое обеспечение реализации ОП ДО соответствует требованиям, предъявляемым к участку, зданию, помещению; содержание учебно-методических материалов соответствует требованиям ФОП ДО и ФГОС ДО; документирование финансово-экономической деятельности осуществляется в соответствии с нормативными документами системно и своевременно. В результате проведения самообследования определены перспективные направления деятельности ДОУ: 27 удовлетворение потребности родительской общественности в новых формах дошкольного образования; обеспечение вариативного, инновационного дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей контингента потребителей образовательных услуг; расширение специальных условий для получения детьми с ОВЗ и детьми инвалидами качественного дошкольного образования; оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников Учреждения; совершенствование системы взаимодействия с социальными партнерами для функционирования в режиме открытого образовательного пространства; оптимизация управленческой деятельности; модернизация программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса. И. о. заведующего МБДОУ детский сад № 441 _________________З.И. Нигаматова ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП 137622854052821891335385229251363049582770235103 Нигаматова Зульфия Ильдадовна 28 С 24.11.2023 по 23.11.2024 29