Проф стандарт Педагог

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном
общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
1
Регистрационный
номер

I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование

01.001
Код

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320
2340
3310
(код ОКЗ1)

Преподаватели в средней
школе
Преподаватели в системе
специального образования
Преподавательский
персонал начального
образования
(наименование)

3320
3330

(код ОКЗ)

Персонал дошкольного
воспитания и образования
Преподавательский персонал
специального обучения

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1.

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

80.21.1.

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего
образования

(код КВЭД2)

(наименование вида экономической деятельности)

2

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код

A

B

Трудовые функции

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень)
квалификации

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего
общего образования

6

Общепедагогическая функция.
Обучение

A/01.6

6

Воспитательная деятельность

A/02.6

6

Развивающая деятельность

A/03.6

6

Педагогическая деятельность
по реализации программ
дошкольного образования
Педагогическая деятельность
по реализации программ
начального общего
образования
Педагогическая деятельность
по реализации программ
основного и среднего общего
образования
Модуль «Предметное
обучение. Математика»
Модуль «Предметное
обучение. Русский язык»

B/01.5

5

B/02.6

6

B/03.6

6

B/04.6

6

B/05.6

6

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных
программ

5-6

3

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая
деятельность
по
проектированию и реализации
образовательного
процесса
в
образовательных
организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования

Происхождение
обобщенной трудовой
функции

Оригинал

X

Код

А

Уровень
квалификации

6

Заимствовано из
оригинала
Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Возможные
наименования
должностей

Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и обучению

Высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование по направлениям подготовки
"Образование и педагогика" или в области, соответствующей
преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю педагогической деятельности),
либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации

Требования к опыту
практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска
к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные
установленным
перечнем

Дополнительные характеристики
Наименование документа
ОКЗ

Код
2320
2340
3310

Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе специального
образования
Преподавательский персонал начального
образования

4

3320
3330
ЕКС3

-

ОКСО4

050000

Персонал дошкольного воспитания и
образования
Преподавательский персонал специального
обучения
Учитель
Воспитатель
Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция
Наименование

Общепедагогическая
функция. Обучение

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Код A/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

Заимствовано из

X оригинала

Код оригинала

Трудовые
действия

Необходимые
умения

6

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках
основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития
образовательной организации в целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование
навыков,
связанных
с
информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за
рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития
личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том

5

Необходимые
знания

Другие
характеристики

числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся,
проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых
русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области
человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурнодосуговую с учетом возможностей образовательной организации, места
жительства и историко-культурного своеобразия региона
Преподаваемый предмет
в пределах требований федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
основной
общеобразовательной программы, его истории и места в мировой
культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место образования
в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики
Основы
психодидактики,
поликультурного
образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки
результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательную деятельность в Российской
Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования, законодательства о
правах ребенка, трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция
Наименование

Воспитательная деятельность

Код

A/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

6

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

из
Код
оригинала

Трудовые действия

Необходимые
умения

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так
и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися
в соответствии с уставом образовательной организации и
правилами внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических
органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации
Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни
в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных представителей) обучающихся, помощь
семье в
решении вопросов воспитания ребенка
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их
родителей (законных представителей)
и педагогических
работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся
в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,

7

поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и
т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем,
роль и место образования в жизни личности и общества
Основы
психодидактики,
поликультурного
образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы
их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Нормативные
правовые,
руководящие
и
инструктивные
документы,
регулирующие
организацию
и
проведение
мероприятий за пределами
территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

Необходимые
знания

Другие
характеристики

3.1.3. Трудовая функция
Наименование

Развивающая деятельность

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Код

A/03.6

6

из
Код
оригинала

Трудовые действия

Уровень
(подуровень)
квалификации

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных
проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной

8

Необходимые
умения

и комфортной образовательной среды, разработка программ
профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в
том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с
различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально
уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и
методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую
работу
Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни
в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных
учебных действий, образцов и ценностей социального поведения,
навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных
сетях, формирование толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи
любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении, состояния психического
и физического здоровья
Использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическое
сопровождение
основных
общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности
обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуальноориентированные образовательные программы
с учетом
личностных и возрастных особенностей обучающихся

9

Владеть стандартизированными методами
психодиагностики
личностных
характеристик
и
возрастных
особенностей
обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в
преподаваемом предмете предметные и метапредметные
компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Педагогические закономерности организации образовательного
процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их
социально-психологических особенности и закономерности
развития детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие
эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в
развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности
развития детско-взрослых сообществ
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

Необходимые
знания

Другие
характеристики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных
общеобразовательных
программ

Происхождение
обобщенной
трудовой
функции

Оригинал

Код

B

Уровень
квалификации

5–6

Заимствовано из

X оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Возможные
наименования
должностей

Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование
по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в
области, соответствующей преподаваемому предмету (с
последующей профессиональной переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо высшее образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в

10

образовательной организации
Требования
к
опыту
практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
Особые условия допуска
которых
установлены законодательством Российской Федерации;
к работе
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным
перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
ОКЗ

Код
2320
2340
3310
3320
3330

ЕКС

-

ОКСО

050000

Наименование базовой группы, должности (профессии)
или специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе специального образования
Преподавательский персонал начального образования
Персонал дошкольного воспитания и образования
Преподавательский персонал специального обучения
Учитель
Воспитатель
Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция
Наименование

Педагогическая деятельность
по
реализации
программ Код
дошкольного образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

B/01.5

Уровень
(подуровень)
квалификации

5

Заимствовано из
оригинала
Код оригинала Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного
образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через
обеспечение
безопасности
жизни
детей,
поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в
образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе
детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами
и основными образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

11

Необходимые
умения

детьми образовательной программы и анализ образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития
каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация
педагогических
рекомендаций
специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении программы, а также с
детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых
для решения образовательных задач развития детей раннего и
дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и
индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному
обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и
условий для доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями
здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и
дошкольном
возрасте:
предметной,
познавательноисследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования, создания широких возможностей
для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение
игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных
видах деятельности, создание условий для свободного выбора
детьми деятельности, участников совместной деятельности,
материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка
детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности
Организация
образовательного
процесса
на
основе
непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его
особых образовательных потребностей
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и
дошкольном возрасте: предметная, познавательноисследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких возможностей
для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения
игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с
образовательной программой организации
Использовать
методы
и
средства
анализа
психологопедагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты
освоения
детьми
образовательных
программ,
степень
сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего

12

обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника
(игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать
партнерское
взаимодействие
с
родителями
(законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач, использовать методы
и средства для их психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые
знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики,
включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

Другие
характеристики

3.2.2. Трудовая функция
Наименование

Педагогическая деятельность по
реализации программ начального
общего образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

Уровень
Код

B/02.6 (подуровень)

квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Проектирование
образовательного
процесса
на
основе
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей
деятельности от игровой к учебной
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем
протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до уровня, необходимого для
освоения
образовательных
программ
основного
общего
образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с
учетом неравномерности индивидуального психического развития

13

Необходимые
умения

Необходимые
знания

Другие
характеристики

детей младшего школьного возраста, а также своеобразия
динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной
ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных
мониторинга
образовательных
результатов
с
учетом
неравномерности индивидуального психического развития детей
младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в
возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также
своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во
взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике
возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному
процессу в основной школе
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к
учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных,
учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их
решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии
с уровнем познавательного и личностного развития детей
младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и
метапредметной составляющей их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными представителями),
другими
педагогическими
работниками
и
психологами
проектировать
и
корректировать
индивидуальную
образовательную траекторию обучающегося в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных результатов
(предметных, метапредметных и личностных), выходящими за
рамки программы начального общего образования
Основные и актуальные для современной системы образования
теории обучения, воспитания и развития детей младшего
школьного возрастов
Федеральные государственные образовательные стандарты и
содержание примерных основных образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном
процессе образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в начальной
школе учебных задач обобщенных способов деятельности и
системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная программа начального
общего образования
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция
Наименование

Педагогическая деятельность по
реализации программ основного и
среднего общего образования

Уровень
Код

B/03.6 (подуровень)

квалификации

6

14
Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из
оригинала
Код
оригинала

Трудовые действия

Необходимые
умения

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Формирование общекультурных компетенций и понимания места
предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его обучения и развития
Определение
совместно с обучающимся, его родителями
(законными
представителями),
другими
участниками
образовательного
процесса
(педагог-психолог,
учительдефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития,
разработка и реализация (при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной программы
развития обучающихся
Планирование специализированного образовательного процесса
для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок
с учетом
специфики
состава
обучающихся, уточнение и модификация планирования
Применение специальных языковых программ (в том числе
русского как иностранного), программ повышения языковой
культуры, и развития навыков поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и др.
Применять современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и
школьной гигиены, а также современных информационных
технологий и методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с
основной общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных программ и
обеспечивать ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том
числе исследовательскую
Разрабатывать
и
реализовывать
проблемное
обучение,
осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с
практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события
современности
Осуществлять
контрольно-оценочную
деятельность
в
образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных
технологий
(ведение

15

электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам,
ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями
(законными
представителями),
другими
педагогическими и иными работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для
решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика, психология, возрастная
физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами,
методика учебной и воспитательной работы, требования к
оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним, средства обучения и их дидактические
возможности
Современные
педагогические
технологии
реализации
компетентностного
подхода
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных особенностей обучающихся
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и
развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной среды
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

Необходимые
знания

Другие
характеристики

3.2.4. Трудовая функция
Наименование

Модуль «Предметное
Математика»

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

обучение.

Заимствовано
оригинала

Код

B/04.6

6

из
Код
оригинала

Трудовые действия

Уровень
(подуровень)
квалификации

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Формирование способности к логическому рассуждению и
коммуникации, установки на использование этой способности, на
ее ценность

16

Формирование способности к постижению основ математических
моделей реального объекта или процесса, готовности к
применению моделирования для построения объектов и процессов,
определения или предсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области
математики и информатики
Формирование внутренней (мысленной) модели математической
ситуации (включая пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в
задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности, формулой, геометрической
конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат
моделирования (например – вычисления)
Формирование материальной и информационной образовательной
среды, содействующей развитию математических способностей
каждого ребенка и реализующей принципы современной
педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении задачи
там, где это эффективно
Формирование способности преодолевать интеллектуальные
трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять
уважение к интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики,
физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
Профессиональное использование элементов информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых
элементов такой среды, отсутствующих в конкретной
образовательной организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том
числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в
освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в
математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских
проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и
ученических конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие
способности
обучающихся
к
занятиям
математикой,
предоставление им подходящих заданий, ведение кружков,
факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно
работающих в них обучающихся
Предоставление информации о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения математики в других
образовательных и иных организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору профессий и
специальностей, где особо необходимы знания математики

17

Необходимые
умения

Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки
в своих построениях как источника улучшения и нового понимания
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех
обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников
независимо от абсолютного уровня этого достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной профессии или
специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в
процессе решения задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических и иных контекстах,
понимать рассуждение обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с
результатом: подтверждение его правильности или нахождение
ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся
в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание
помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном
изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности
математической истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла;
поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе
работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи
регионального этапа всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы
понимания математического текста, его анализа, структуризации,
реорганизации, трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и
жизненных ситуаций, в которых можно применить математический
аппарат и математические инструменты (например, динамические
таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций,
описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные
представления математических объектов и процессов, рисуя
наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью
компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели
вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным
математическим доказательством, в частности, компьютерной
оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать

баланс

между

самостоятельным

открытием,

18

узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала
Владеть
основными
математическими
компьютерными
инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов;
вычислений – численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за последними
открытиями в области математики и знакомить с ними
обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики), в форме предложения
специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе
дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения
соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех
учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание
формулировки задания, основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями), местным
сообществом по проблематике математической культуры
Основы математической теории и перспективных направлений
развития современной математики
Представление о широком спектре приложений математики и
знание доступных обучающимся математических элементов этих
приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский язык не является родным и
ограниченно используется в семье и ближайшем окружении
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

Необходимые
знания

Другие
характеристики

3.2.5. Трудовая функция
Наименование

Модуль «Предметное обучение.
Русский язык»

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Код

B/05.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано из
оригинала
Код оригинала

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими

19

Необходимые
умения

сообщениями, выявление необходимой для анализирующего
информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и реакции на них социума,
формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»
Использование совместно с обучающимися источников языковой
информации для решения практических или познавательных задач,
в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия
научного метода изучения языка от так называемого «бытового»
подхода («народной лингвистики»)
Формирование культуры диалога через организацию устных и
письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия
решений и разрешения конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их
участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах,
включая интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.),
анализируя
их
структуру,
используемые
языковые
и
изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литературного
творчества обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках,
стимулирование создания ими анимационных и других
видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность является основным качеством
работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание
школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария
театральной постановки или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике
устной и письменной речи норм современного литературного
русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники
опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том
числе как не родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя
различия местной и национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические особенности развития

20

Необходимые
знания

Другие
характеристики

региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в
повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка
СМИ, ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации как процессе,
жизненно необходимом для человека
Основы лингвистической теории и перспективных направлений
развития современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистики и
знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих
приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от
местной языковой среды
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация – разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы «Московский городской психологопедагогический университет»
Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций – разработчиков
1

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Центр образования № 109

Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте
России 6 октября 2010 г. № 18638).
4
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».